ПОЛОЖЕНИЕ о стажировке и допуске к самостоятельной работе
2. Стажировке подлежат водители:
2.1. Имеющие стаж работы менее одного года.
Продолжительность стажировки не менее 35 часов.
2.2. Не работавшие в качестве
водителя более одного года.
Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
2.3. Переведенные на транспортное средство другой категории.
Продолжительность стажировки не менее 20 часов.
2.4. Переведенные на
другую марку грузового автомобиля или
автобуса, а также назначенные для перевозки
опасных грузов.
Продолжительность стажировки не менее 8 часов.
3. В остальных случаях необходимость назначения
и продолжительность стажировки водителей автомобилей определяет комиссия по проверке пригодности водителей к самостоятельной
работе.
4. Порядок стажировки:
В период стажировки на линии водитель-стажер
выполняет все
обязанности по перевозке пассажиров, грузов под наблюдением и руководством
водителя-наставника, указания которого являются обязательными.
соответствии с заданием:
знакомится с пунктами погрузки-разгрузки, маршрутами движения и дорожными условиями, оформляет транспортные документы;
осуществляет контроль за техническим состоянием транспортного
средства перед выездом на линию, в процессе движения и после возвращения в гараж;
соблюдает порядок перевозки людей и грузов;
осваивает приемы безопасной работы, не допускает нарушений
Правил дорожного движения.
5. Ответственность должностных лиц за проведение
стажировки водителей.
5.1. Ответственность за стажировку водителей возлагается на
руководителя предприятия, который приказом определяет конкретных должностных лиц, ответственных за выполнение установленного
порядка стажировки.
водителей возлагается на службу безопасности движения (должностное лицо).
6. Водитель-наставник обязан в период стажировки находиться
вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его
обслуживании, контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра.
7. Оформление результатов стажировки.
7.1. Для проверки пригодности водителей к
самостоятельной
работе приказом руководителя создается постоянная комиссия в составе
заместителя руководителя по перевозкам, начальника колонны, начальника (инженера) отдела безопасности движения.
7.2. Стажировка водителей завершается контрольной поездкой по
произвольному маршруту и собеседованием, проведенными вышеуказанной комиссией, после чего в карточке стажировки делается
заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя с указанием марки (модели) транспортных средств и
маршрутов, на которых разрешается работать.
предприятию издается приказ, которым водитель допускается к
самостоятельной работе.
7.4. Карточка стажировки после оформления хранится в отделе
кадров предприятия.
7.5. В случаях, когда стажер в ходе стажировки и итоговой
проверки проявил недостаточные навыки безопасного вождения автомобиля, комиссия может принять решение о продлении ему срока стажировки.
dosaaf34-nik.ru
Стажировка водителей при приеме на работу на предприятии: образец положения, программы, приказа
Процесс стажировки водителей при их приеме на рабочее место является важным этапом допуска специалиста к исполнению его должностных обязанностей. Многие трудящиеся при этом не понимают, зачем она нужна и при каких ситуациях является обязательной.
Содержание статьи
Что это такое
Стажировка подразумевает процесс, во время которого новый специалист осваивает навыки и знания, необходимые ему для качественного исполнения должностных обязанностей. Законодательными актами этот процесс регламентируется только со стороны охраны труда.
Сюда относится изучение трудящимся безопасных методов работы, которые позволят сохранить жизнь и здоровье себе и коллегам.
В настоящее время стажировка наиболее часто применяется для выпускников высших учебных заведений. Этот процесс происходит на месте первого трудоустройства. Такой новичок попадает под руководство опытного специалиста.
Нормативные акты
Для проведения стажировки вновь принятого водителя необходимо учитывать требования ряда нормативных актов
- Трудовой кодекс. Здесь важны те положения, которые касаются непосредственно испытательного срока во время заключения трудового договора. Ведь стажировка будет отображаться в контракте как испытательный срок. Кроме того, положение о стажировке нужно внести в трудовой договор, иначе по ее результатам нельзя будет уволить сотрудника.
- Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Данное положение не имеет никакой юридической силы, однако при этом в нем отображены все нюансы и правила прохождения стажировки для водителей. Многие предприятия пользуются им в качестве руководства для данного процесса.
- Постановление Министерства труда РФ №1/29. Данный акт является обязательным к исполнению. Однако, стоит отметить, что положения в нем довольно расплывчаты и касаются стажировки на работах с опасными условиями труда (куда входя некоторые категории водителей).
- Федеральный закон №196. Данный нормативный акт требует от компании организовывать работу водителей так, чтобы они не нарушали правила дорожного движения.
Зачем и когда нужна
Стажировка – это временной период, когда специалист может приобретать нужный ему опыт для повышения квалификации или же прохождения испытательного срока. В первой ситуации стажировка в основном переназначается для студентов и других учащихся ПТУ или колледжей.
Вторая ситуация применяется в случае, если специалист:
- Без опыта работы и впервые приступает к исполнению обязанностей данной должности (может быть студентом). В таком случае он может трудиться под надзором опытных работников до 14 смен, в ходе которых будет приобретен необходимый опыт.
- При повышении квалификации и прохождении дополнительного обучения (в таком случае стажировка будет являться частью ученического процесса).
- При приеме на работу, где условия труда относятся к вредным или опасным.
- В случае если специалист не работал по своей непосредственной профессии более одного года. За такой период он может потерять реальные навыки и ему потребуется время для их восстановления.
Для водителей можно применить две вышеописанные ситуации. Так, вновь принятый работник будет трудиться на первых сменах под руководством более опытного специалиста. Он также может проходить курсы для повышения квалификации (к примеру, для присвоения ему новой категории).
В последнем случае водитель может долгое время работать на другой машине или маршруте, тогда работодатель обяжет его пройти стажировку в течение двух рабочих смен.
Категории водителей
Содержание положения о стажировке в компании будет во многом зависеть от того, какую категорию имеет специалист:
- Первая. Человек ранее не работал на данной профессии, но при этом имеет образование и права категории «D».
- Вторая. Трудящиеся, которые были переучены на категорию «D» с категорий «С» и «В».
- Третья. Специалисты, не имеющие опыта вождения автобусов (им присвоен 1 и 2 класс).
- Четвертая. Люди, которые имеют право водить автобус, однако перерыв в работе составит более шести месяцев.
- Пятая. Водители, имеющие перерыв в работе более трех месяцев.
- Шестая. Водители, которые работали за одной маркой автомобиля, а будут вынуждены трудится на другой.
- Седьмая. Водители, которые будут переходить на новый маршрут. Их стажировка будет длиться не менее 4 часов. В случае если это горный регион, то не менее 8 часов.
Как проводится водительская стажировка
Стажировка проводится в следующем порядке:
- Проведение тестирования или собеседования для определения знания теоретической базы.
- Проведение пробных заездов на специально оборудованной площадке.
- Вождение в городских условиях или по новому маршруту (присутствует опытный водитель).
- Поездка с грузом или пассажирами (своего рода сдача экзамена по практике).
- При сдаче экзаменов, последующее оформление сотрудника на постоянной основе.
Обязанности и основные положения
Как правило, за проведение стажировки отвечают:
- Главный инженер. Он обязан периодически отслеживать результаты данной процедуры.
- Ответственные лица, которые были назначены главным инженером. Они обязываются вести контроль за соблюдение положения о стажировке.
- Непосредственные инструкторы, занимающиеся со стажирующимся и исправляющими его недостатки.
Как и в любом другом обучающем процессе, тут предусмотрены определенные требования и установлен порядок прохождения процедуры. В качестве основных положений следует отметить следующие:
- Назначение специалиста, ответственного за обучение претендента. Он должен иметь самый большой опыт на предприятии.
- Прикрепление стажера к его непосредственному наставнику, который займется его обучением.
- Назначение ответственного лица, принимающего тест после окончания стажировки.
Продолжительность и оплата
Продолжительность прохождения стажировки определяется в зависимости от характера работы и опыта водителя, претендующего на должность. В целом она может варьироваться от 4 до 8 часов.
Так как во время стажировки водитель фактически начнет исполнять свои обязанности, то ему полагается заработная плата. Ее размер будет регламентироваться положениями, зафиксированными в трудовом договоре. При этом, в соответствии с Трудовым кодексом, зарплата стажера не должна быть ниже штатных водителей компании.
Оформление результатов
В случае если окажется что водитель не получил достаточные навыки, его могут направить на повторную стажировку или же исключить из набора на должность.
Ответственность и штрафы
В целом вся ответственность за прохождение стажировки возлагается на наставника претендента. Ведь именно он находится рядом и, располагая большим опытом, должен вовремя исправлять допущенные ошибки.
Кроме этого, именно наставник организовывает контроль предмаршрутной стажировки, после чего сам же проводит маршрутную.
Документы для скачивания (бесплатно)
znaybiz.ru
Программа стажировки | ТРАНСПОРТНЫЙ ОТДЕЛ
УТВЕРЖДАЮ
должность
наименование организации
____________________Ф.И.О.
«__»________________201_ г.
Программа
стажировки водителей наименование организации
Цель стажировки
Ознакомление работника с функциональной структурой подразделения, характером и особенностями предстоящей работы, производственно-технологическими процессами. Практическое освоение приемов и методов трудовой деятельности.
Общие требования
В период стажировки работник должен подробно изучить:
- инструкции по охране труда по основной и смежным профессиями, видам работ;
- требования к правильной организации и содержанию рабочего места, транспортного средства;
- порядок проверки исправности оборудования, безопасной подготовки и пуска в работу транспортного средства;
- назначение контрольно-измерительных приборов, а также блокировочных, сигнализирующих, предохранительных и защитных средств, и приспособлений, используемых при эксплуатации транспортного средства;
- меры противопожарной безопасности, расположение и принципы действия противопожарных средств, и т. п.;
- способы предупреждения и устранения аварийных ситуаций, действия при тушении пожаров, загораний, загазованности;
- порядок применения средств коллективной и индивидуальной защиты (СИЗ) и предохранительных приспособлений, требования к спецодежде, специальной обуви;
- правила оказания доврачебной помощи при ДТП, ожогах, отравлениях, поражениях электрическим током и других несчастных случаев.
№ п/п | Содержание и последовательность этапов стажировки | Продолжительность смен |
1 | 2 | 3 |
1 | Ознакомление с рабочим местом, транспортным средством; с оборудованием; производственной территорией, помещениями, маршрутами движения транспортных средств и пешеходов; с содержанием инструкции по охране труда, причем особое внимание следует обратить на необходимость строгого выполнения всех требований инструкции. Схема безопасного передвижения транспортных средств по территории. | 1 |
2 | Ознакомление с техническими характеристиками и мерами безопасности при эксплуатации автомобиля, с устройством и порядком обслуживания транспортных и грузоподъемных средств, и механизмов, со всеми опасными местами механизма, машин, с устройством и применением предохранительных ограждений, приспособлений, а также назначением и правилами пользования средствами индивидуальной защиты Подбор, применение инвентаря, приспособлений, инструмента и др. в соответствии с инструкциями по охране труда и технологических регламентов. | 1 |
1 | 2 | 3 |
3 | Ознакомление с особенностями работы в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также с особенностями эксплуатации в сложных дорожных условиях. Требования безопасности при погрузочно-разгрузочных работах и перевозки грузов. Требование безопасности перед началом и окончанием работ. Обеспечение безопасности и сохранности оборудования на время перерывов в работе и после окончания смены | 1 |
4 | Дублирование в присутствии стажирующего лица практических приемов подготовки к эксплуатации и эксплуатации автомобиля и операций при погрузочно-разгрузочных работах, включая применение приспособлений и инструмента при различных вариантах, характере и сложности работ, а также с порядком проверки исправности приспособлений и инструментов. Меры предупреждения пожаров, обязанности при возникновении пожаров, способы применения имеющихся на участке средств пожаротушения и сигнализации, места их расположения. Противопожарные тренировки. Действия при возникновении опасной ситуации. | 1 |
5 | Ознакомление безопасными приемами и методами работы, применение которых должно предохранить работника от травмирования, профзаболеваний и отравлений и т.д. в зависимости от характера сложности работ (управления транспортным средством), включая работу с технологическим оборудованием, грузоподъемными механизмами, приспособлениями, инструментом, по результатам которой принимается решение о возможности допуска работника к постоянной самостоятельной работе. | 1 |
Итого | 5 |
Примечание.
Если общая продолжительность стажировки составляет менее 5 смен, то соответственно изменяется продолжительность каждого из этапов или исключаются отдельные этапы. Это устанавливается исходя из практического опыта, конкретных обстоятельств и обязанностей (функций) работника.
Должность (ответственного за БДД) (подпись) Ф.И.О.
trans-otdel.ru
Стажировка водителей в 2019 году
Профессия водителя напрямую связана с безопасностью. Для адаптации к условиям конкретной работы водители проходят стажировку при приеме на работу. О том, как она проводится и оформляется, сколько длится и как оплачивается, читайте в нашей статье
Из этой статьи вы узнаете:
Стажировка водителей при приеме на работу: что говорит закон
Профессия водителя напрямую связана с безопасностью не только самого сотрудника, но и перевозимых им людей и грузов. Для адаптации к условиям конкретной работы водители проходят стажировку при приеме на работу.
Скачайте документы из статьи
Стажировка водителей происходит на основе следующей нормативной базы:
- Трудовой кодекс.
- ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ
- Постановление Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.03 № 1/29.
Еще один важный документ – выпущенный еще Министерством автотранспорта СССР РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Он не несет обязательного характера, но, поскольку именно в нем наиболее подробно рассмотрены вопросы прохождения стажировки для водителей, в практике в основном ориентируются именно на него. Тем более что Письмо Минтранса России от 17.03.2017 № 03-525ПГ подтверждает, что документ по-прежнему может применяться. Но важно, чтобы в локальных нормативных актах организации была зафиксирована ссылка на него.
Читайте по теме в электронном журнале
Кто должен проходить стажировку:
- Трудоустраивающиеся на общественный транспорт.
- Приступающие к работе водителем первый раз. При этом неважно, какой стаж управления транспортным средством и какая категория прав имеется.
- Допустившие перерыв в работе более 12 месяцев.
- Переведенные на новый маршрут (в том числе проходящий по горам) либо новое транспортное средство.
- Повышающие квалификацию.
Прием на работу водителей имеет специфику на всех этапах: от собеседования до стажировки. Соблюдать эти особые требования должны не только компании, которые занимаются перевозками, но и те, что используют транспортные средства для собственных нужд. Нарушение требований к работе водителя дорого обойдется. О четырех грубых ошибках, котрые допускают компании, когда принимают на работу водителей, читайте в статье “Справочника кадровика”.
Как проводится водительская стажировка
Шаг 1. Подготовка обеспечения правовой стороны испытания. Работодатель устанавливает правила стажировок в Положении о стажировке водителя. В нем устанавливается порядок прохождения на конкретном предприятии, права и ответственность сторон, допуск и длительность обучения и т.д.
Также разрабатывается программа стажировки водителя автомобиля. В ней подробно описываются цели и содержание испытания, указывается количество часов.
Пункт о необходимости стажировки должен быть своевременно внесен в трудовые контракты. Если этот момент упустить, то отказать работнику по причине неудовлетворительного прохождения испытания не получится.
Шаг 2. Определение ответственных лиц. Для этого работодатель выпускает приказ о назначении водителя-наставника. Это распоряжение, как и последующее – приказ о стажировке для водителя, и учетный лист, оформляются не по строгой форме, а по традициям документооборота на предприятии.
Кто имеет право проводить стажировку? К каждому водителю-стажеру прикрепляется наставник. Они выбирается из числа опытных специалистов, имеющих большой опыт работы. Перечислим требования к наставнику:
- Длительный стаж вождения, как минимум 5 лет, при этом имеет значение опыт на такси, «большегрузах», автобусах — он тоже должен учитываться. Целесообразно дифференцировать водителей-наставников по типу транспортного средства.
- Нет нарушений ПДД в течение последнего года.
- В своих действиях наставник опирается на утвержденную работодателем программу и различные методические пособия.
Шаг 3. Издание приказ о стажировке водителя. Образец распоряжения приведен ниже.
Далее можно приступать к непосредственному прохождению стажировки. Она состоит из нескольких этапов.
Этап 1. Проверка теоретической базы — знания правил дорожного движения. Этот этап похож на первую часть экзамена на водительские права – водителю-стажеру предлагается ответить на 20 вопросов, допустимо совершить две ошибки. Может быть использовано как классическое тестирование, так и собеседование в свободной форме. При неуспешной сдаче теории она может пересдаваться максимум 3 раза.
Этап 2. Вождение на площадке. Содержание этой части – ознакомление водителя с тем автомобилем, на котором он будет работать, совершенствование практических навыков, подготовка к конкретным условиям работы (осмотр автомобиля перед началом смены, устранение мелких дефектов, обучение правилам посадки-высадки пассажиров). На этом этапе тоже может произойти расставание с кандидатом, если он не демонстрирует приемлемых навыков вождения. Для водителей автобусов первые два этапа могут происходить с привлечением сотрудников ГИБДД.
Этап 3. Стажировка по городу либо по будущему рабочему маршруту. На данном этапе отрабатываются будущие рабочие поездки, изучаются особенности маршрута. Наставник сопровождает стажера на всем пути, но берет управление автомобилем на себя только на самых сложных участках дороги.
Этап 4. Контрольный выезд. Он совершается полностью самостоятельно, без вмешательства наставника. Если водитель осуществляет перевозки опасного груза – работодатель вправе организовать экзамен.
Сколько должна длиться стажировка
Продолжительность стажировки определяется индивидуально. Она зависит как от имеющейся квалификации у кандидата на должность, так и от сложности будущей работы и от причины ее прохождения. Если, например, речь о переходе на новую машину или маршрут, часто назначаются две рабочих смены на адаптацию.
► Когда водитель ответит за ущерб в полном размере
Например, для впервые трудоустраивающихся водителей автобусов срок составит 61 час теории и площадки и 163 часа на маршруте. А если допущен 30-месячный перерыв в работе – испытание будет гораздо короче, 8 часов до маршрута и 24 часа на трассе.
Оформление результатов стажировки
Стажировка завершается оформлением специального листа стажера. Он заполняется после последнего испытания – контрольной поездки по маршруту. В лист вписывается итог поездки и возможные замечания контролеров. Далее лист подписывается самим стажером и его наставником. Это подтверждает их согласие с зафиксированными результатами стажировки.
После этого лист передается кадровикам. Ответственный за набор персонала или руководитель принимает окончательное решение, брать кандидата на работу или нет. Если решение положительное, лист стажировки подписывает первое лицо предприятия. Далее необходимо выпустить распоряжение о допуске к самостоятельному управлению транспортным средством.
Читайте также
www.pro-personal.ru
Приказ о стажировке: образец 2018
Как составить приказ о стажировке? Не секрет, что в ходе стажировки работники учатся на практике выполнять работу, которая им предстоит, и изучают ход производственно-технологического процесса. Общую информацию о стажировке знают все. А как документально оформить такое обучение? Одним из необходимых документов является приказ о стажировке вновь принятого работника. Образец документа, подготовленный нашими специалистами, будет в помощь кадровикам.
Для вредных и опасных
Сразу скажем, что обязанность проводить стажировку установлена исключительно для работодателей, принимающих сотрудников на работу с вредными и опасными условиями труда, а также в других прямо установленных законодательством случаях (ст. 225 ТК РФ).
В некоторых случаях стажировку необходимо проводить, в том числе, после имевшего место быть перерыва в работе. Например, такое правило существует в энергетической отрасли (п. 1.4.8 приказа Минэнерго от 13.01.2003 № 6).
Например, необходимо проводить стажировку для работников – водителей, занятых на пассажироперевозках и перевозках грузов (руководящий документ Минавтотранса РСФСР от 20.01.1986 № РД-200-РСФСР-12-0071-86-12). То есть в этом случае нужен приказ о стажировке водителя: образец 2018. Во всех остальных случаях проведение стажировки остается на усмотрение работодателя.
Категории персонала, с кем проводится стажировка | Срок проведения |
Представители рабочих профессий и младший обслуживающий персонал с профессиональной квалификацией, достаточной для безопасного выполнения работ | 3–19 рабочих смен |
Представители рабочих профессий, не имеющие опыта работы и соответствующей квалификации | 1–6 месяцев |
Руководители и специалисты | 2 недели – 1 месяц |
Однако если решение о проведении стажировок принято, нужен приказ о стажировке на рабочем месте вновь принимаемых работников.
Трудовые отношения – это соглашение между работником и работодателем (организацией или индивидуальным предпринимателем) о выполнении работы, определенной договором, за плату. Во время работы сотрудник находится под управлением и контролем работодателя, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка и трудится в интересах работодателя (ст. 15 ТК РФ).
Добавим, что индивидуальные стажировки для руководителей, специалистов, рабочих и младшего обслуживающего персонала проводят в следующих случаях (п. 9.1 ГОСТ 12.0.004-2015):
- при поступлении на работу;
- при переводе на другое место работу с изменением должности или трудовой функции;
- в целях подготовки к возможному замещению на время отсутствия постоянного работника, например, приказ о стажировке при работе на высоте;
- для получения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда.
Оформляем правильно
Обучение сотрудников – рабочие стажировки должны быть правильно оформлены. Обычно оформляют следующие бумаги:
- положение о стажировке;
- распорядительный документ – приказ о допуске к стажировке;
- программа стажировки;
- приказ о допуске к самостоятельной работе.
Для допуска работника к стажировке, руководитель организации должен издать приказ о стажировке (образец см. ниже). В документе нужно указать сроки проведения обучения и Ф.И.О. обучаемого и наставника.
В Положении отражаются основные правила, регламентирующие проведение данного обучения:
- цели и задачи стажировки;
- права и обязанности стажера;
- порядок допуска к стажировке;
- права и обязанности наставника;
- сроки стажировки;
- порядо проведения мероприятия;
- ответственность.
Подробнее об этом см. «Составляем Положение о стажировке на рабочем месте: образец 2018».
Специально для читателей нашими специалистами подготовлен приказ о стажировке работника: образец, актуальный на 2018 год.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Вконтакте
Google+
blogkadrovika.ru
Стажировка при приеме на работу водителя – образец приказа
Некоторые профессии подразумевают обязательность прохождения стажировки при приеме на работу. Требования нанимателя по обязательности прохождения данной процедуры вполне законны, и отказываться соискатель не имеет права. Но, часто возникают недопонимания между сторонами трудового договора о том, должно ли быть оплачено потраченное время. Влияет ли результат окончательной проверки на произведение оплаты? И сколько необходимо платить проходящему стажировку во время прохождения учебы и испытаний?
Стажировка водителей при приеме на работу
Водители — это основная категория, которая обычно не обходится без испытания. Оно и понятно, ведь водитель несет ответственность за перевозимый груз, предоставленный транспорт, свою жизнь, жизнь пешеходов и людей, находящихся в транспортном средстве. Обязательная стажировка для водителей производится, если:
- Кандидат не имел еще опыта вождения, а только закончил обучение.
- Водитель ранее не управлял таким транспортным средством, хоть и имеет соответствующую категорию.
- Был перерыв в работе более года.
- Предстоит работа в условиях гористой местности или крайнего севера.
- Осваивается пассажирский маршрут.
Длительность прохождения определяется руководителем предприятия. В транспортных организациях существуют разработанные положения, в которых регламентируется проведение процедуры обучения, проверки и последующего приема или отказа в рабочем месте.
Скачать бланк приказа о проведении стажировки
Что такое стажировка при приеме на работу?
Процесс стажировки направлен на скорейшую, а главное, правильную адаптацию принятого работника к условиям работы. Выполнение каждой конкретной обязанности связано с множеством нюансов, которые необходимо знать. Обычно эти нюансы носят строго практический характер, поэтому, объяснить их чисто теоретически не представляется возможным. В профессии водителя важна адаптация к следующим условиям:
- Изучение маршрута движения.
- Прохождение маршрута с соблюдением правильной скорости.
- Выявление потенциальных опасностей новым сотрудником.
- Обучение своевременной доставке грузов.
Прием на работу для водителей сопровождается маршрутным обучением.
Оплачивается ли стажировка при приеме на работу?
Существует два различных подхода к назначению и прохождению стажировки — официальный и неофициальный. При официальном трудоустройстве время прохождения должно быть оплачено в обязательном порядке. С нанятым работником заключается трудовой договор, в котором прописываются условия приема на работу. Трудовой договор также может быть двух типов:
- Краткосрочный, заключенный на два месяца, с возможностью дальнейшего продления.
- Обычный, с указанным периодом испытательного срока, отведенного на прохождение обучения и проведения проверки.
При любом трудоустройстве, наниматель обязан произвести оплату труда в положенные по законодательству РФ сроки. Неофициальная договоренность может быть изначально оговорена как бесплатная и доказать незаконность поведения нанимателя не представляется возможным для работника.
Как оплачивается стажировка при приеме на работу?
Оплачивается практическое обучение по ставке, согласованной между нанимателем и водителем при подписании договора. Обычно работодатель озвучивает принятую норму оплаты, а водитель соглашается или нет. По закону, оплата не должна быть меньше официально установленной величины МРОТ. В зависимости от уровня компетентности принятого водителя и желания нанимателя, обучение может длиться до трех месяцев. Оплату стажер получает в том же порядке, что и остальные сотрудники компании. Она может разделяться на аванс и основную выплату или выплачиваться единоразово.
Как оформить стажировку при приеме на работу?
Оформляется обучение по установленной в организации схеме с учетом законных методов приема водителей:
- Работник пишет заявление о принятии его на прохождение практического обучения.
- Заключается договор.
- Издается приказ о начале испытаний.
- Разрабатывается план, обычно это типовой образец, ранее утвержденный на предприятии.
- Выделяется транспорт и наставник для обучения. В зависимости от предоставленной вакансии, это может быть автобус или грузовой автомобиль.
По окончании испытаний, принимается экзамен в виде проверки знаний теоретических и практических. По результатам проверки, руководитель принимает решение об оформлении соглашения с работником или не продлении договора.
Образец приказа об оформлении стажировки
Приказ о приеме водителя на время обучения и дальнейшего его допуска к труду по результатам проверки обязан содержать следующие данные:
- Данные принятого работника.
- Даты начала и окончания испытаний.
- Дату проведения проверки.
- Ответственного за обучение.
- Размер и порядок оплаты обучения.
Основываясь приказом при неудовлетворительном прохождении испытаний, работник не принимается в штат.
Скачать бланк приказа о проведении стажировки
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):legionfg.ru
Особенности стажировки водителей
Стажировка водителей – это система адаптации шофера к реальным условиям для работы на конкретном предприятии. Практические занятия необходимы, чтобы выявить, а также устранить недостатки в подготовке, закрепить полученные знания, умения, водительские навыки, чтобы достичь максимально безопасного управления транспортным средством. Во время стажировки работника готовят к самостоятельной работе в условиях города, информируют о нормативах скорости, опасных участках дорог и местах, где чаще всего случаются ДТП, обучают действиям, направленным на предотвращение опасных ситуаций и аварий.
Стажирование проводится с теми водителями, кто имел длительный перерыв в работе (более одного года). Также проводится стажировка водителей при приеме на работу после окончания учебного заведения или для работы в горных условиях. Целесообразно проводить переподготовку при переводе работника на новый вид транспорта или новый пассажирский маршрут. Для приезжих в условия крайнего севера водителей проводят обязательные практические занятия, для того, чтобы водитель знал, как действовать в условиях гололеда или снегопада.
При приеме на автобусный маршрут
Стажировка водителей автобусов – это отдельный разговор, так как такая работа связана с риском для жизни пассажиров, от шофера зависит не только его жизнь, но также жизни многих людей. Стажер начинает водить автобус по установленному маршруту, закрепленному за его транспортным средством и обязательно под руководством наставника.
Стажировка при приеме на работу водителей состоит из предмаршрутной и маршрутной частей, независимо от того, имеется ли допуск соответствующей категории. Предмаршрутное стажирование – это прохождение теории, занятия при помощи специализированных тренажеров, занятия на учебной площадке. Целью таких занятий является закрепление полученных знаний, выявление пробелов в теории и устранение их для безопасного и комфортного управления транспортным средством. Перед проведением предмаршрутного стажирования, учащихся группируют в соответствии с категориями. Теорию преподают работники служб безопасного движения совместно с наставниками.
Водитель автобуса должен:
- уметь плавно трогаться с места, тормозить и помнить, что не дрова везет}
- уметь плавно совершать повороты}
- поддерживать скорость без резких рывков}
- своевременно прибывать к остановкам общественного транспорта}
- своевременно заканчивать маршрут}
- соблюдать предосторожности при начале движения или остановке}
- наблюдать в зеркало за перемещением пассажиров в дверях}
- осуществлять открытие дверей только после полной остановки транспорта}
- объявлять остановки}
- наблюдать за порядком в салоне при работе без кондуктора}
- принимать оплату за проезд от пассажиров при работе без кондуктора.
Некоторые положения
Для проведения стажировок разработана специальная Программа стажировки водителей и другие методические пособия, указания для той или иной категории.
Наставник должен строго придерживаться этой программы. По окончании теоретических занятий стажер обязан пройти контрольную проверку практических, теоретических знаний учащегося. Маршрутная стажировка водителя – это самостоятельное управление транспортным средством под контролем наставника, которого предприятие закрепляет за стажером. Целью является также закрепление практических и теоретических знаний в условиях реального движения по тому маршруту, где потом предстоит работать. Во время маршрутной стажировки движение осуществляется без пассажиров.
Положение о стажировке водителей пункт 2.3 говорит, что практика проводится под присмотром наставника, назначенного согласно приказу руководства организации, или под руководством другого лица, назначенного путем заключения договора. Наставник должен иметь свидетельство или лицензию, подтверждающую его право проводить обучение, и опыт вождения автобуса не менее 5 лет, а также отсутствие с его стороны нарушений ПДД.
Длительность занятий устанавливают исходя из общего стажа работы, времени перерыва работы, а также от вида транспорта, маршрута (междугородный, пригородный, городской, горный). Стажировка водителей на предприятии проводится в реальных условиях работы на дорогах, во время пассажирских перевозок именно по тем маршрутам, где в дальнейшем предстоит работать шоферу. Завершается практика собеседованием и контрольной поездкой с последующей соответствующей отметкой в листке – допускается или не допускается.
Контрольная проверка необходима, чтобы оценить профессиональное мастерство водителя, она проводится с помощью тестовых вопросов из программы стажировки. Практическую часть стажировки оценивают путем контрольной проверки навыков управления транспортным средством. Работника тестируют в реальных условиях движения по маршруту и фиксируют малейшие нарушения, которые потом суммируют и делают выводы о пригодности работника. По окончании стажирования, водителю выдают заключение, допускающее его к работе, где указан тип транспортного средства, маршрут. Заключение должно храниться в личном деле работника.
Бывает так, что допуск не выдается. Тогда человек переводится по его согласию на другие виды работ. При нежелании или не возможности перевода на другую работу, работника увольняют по соответствующей статье Трудового кодекса. К ежедневной работе допускаются водители, прошедшие предрейсовый осмотр у врача. Перед выездом обязательно осматривают автобус, проверяют исправность узлов, обеспечивающих безопасность движения. Затем получают путевые документы и выезжают по маршруту, согласно установленному графику.
Категории водителей, подлежащих стажировке.
Положение о стажировке и допуске к самостоятельной работе водителей автомобилей содержит нормы длительности прохождения стажировки на реальных маршрутах перевозки пассажиров в зависимости от присвоенной им категории.
- 1 категория —} ранее не работавшие водителями лица, которые закончили учебное заведение по профессии водитель, сдали экзамены ГИБДД и получили права категории «D». Длительность стажировки составляет – 61 час предмаршрутной и 163 часа маршрутной}
- 2 категория – лица, прошедшие переподготовку с категорий «В» и «С» на «D». Практика длиться: предмаршрутная – 30 часов, маршрутная – 72 часа}
- 3 категория — водители, ранее не работавшие на автобусе, имеющие I и II класс. Длительность составляет: предмаршрутной – 18 часов, маршрутной – 32 часа}
- 4 категория – шоферы, которые имеют права на управление автобусом, имеющие перерыв в управлении более чем полгода. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 16 часов}
- 5 категория – работники с трехмесячным перерывом. Длительность составляет: предмаршрутная – 8 часов, маршрутная – 24 часа}
- 6 категория – водители автобусов, перешедшие с одной марки на другую. Длительность составляет: предмаршрутная не проводится, маршрутная – 32 часа}
- 7 категория – шоферы, переведенные на другие маршруты. Если маршрут не известен был ранее, проводится маршрутная стажировка водителя автобуса не менее чем 4 часа, в сложных горных маршрутах – 8 часов в присутствии наставника, который отлично знает конкретно взятый маршрут.
Ответственность за стажировки
За организацию и контроль стажировок на предприятиях отвечает:
- главный инженер периодически контролирует выполнение стажировок}
- периодический контроль над тем, как выполняется положение о стажировках, возлагается на компетентных лиц по поручению гл. инженера}
- прохождение стажировок также контролируют инструкторы, устраняют замеченные недостатки и контролируют водителей-наставников.
В целом за прохождение стажирования водителем ответственность возлагается на наставника, так как он непосредственно находится рядом с водителем, должен замечать любые ошибки, а также исправлять их. Также наставник контролирует предмаршрутную стажировку, проводит со своим стажером маршрутную стажировку. Вместе со стажером водитель-наставник проверяет автобус перед выездом на маршрут, контролирует прохождение медицинского ежедневного осмотра и получение путевых документов.
hr-portal.ru